Город студентов, вокзалов и торговли. Мироустройство пореформенной Москвы

Девятнадцатый век — начало двадцатого века стали периодом стремительного роста города и его расцвета. Это период окаймляют катастрофические для Москвы события: пожар 1812 г., когда сгорело до 80% городской застройки, а в ходе войны с наполеоновскими войсками численность населения города сократилась с 270 тыс. до 215 тыс. человек; век процветания завершился трагическими событиями на Ходынском поле и периодом нескольких революций, в которых город и его жители стали главными участниками и жертвами кровопролитных волн народных выступлений.

На протяжении всего это времени город стремительно растет. Но в пореформенный период, после отмены в 1861 г. крепостного права, Москва переживает огромный приток населения: если в 1856 г. в городе насчитывалось 368,8 тыс. человек, то к 1897 г. в нем проживало 1,038 млн человек, а к 1917 г. число жителей достигло 1,854 млн человек. Увеличивается застройка и территория города: на протяжении века многочисленные слободы — Калужская, Хамовники, Пресня, Семеновская, Лефортово, Дорогомилово, Красное село, Лужники и другие — перестраиваются, обустраиваются и становятся улицами большого города, где появляются новые фабрики и заводы. Стремительно увеличивается застройка между Садовым кольцом и Камер-Коллежскими валом, последний, с восемнадцатого века служивший границей города в качестве земляной насыпи с рвом и заставами, был срыт во второй половине девятнадцатого века, а заставы ликвидированы еще в 1852 г. 

Главным событием девятнадцатого века, определившим судьбу и бурное развитие города, стало строительство железной дороги и нескольких вокзалов. Наличие крупнейших транспортных центров, большая часть из которых является международными, а также изрезанной и прерванной железнодорожными путями территории до сих пор определяет мироустройство крупнейшего российского города. Начиная с середины девятнадцатого столетия по железной дороге, приходящей в центральные районы Москвы, из Подмосковья, российских городов, ближнего и дальнего зарубежья стекаются массы людей, для которых сегодня столица зачастую выполняет роль единственно возможного пересадочного пункта на пути в другую часть Московской области, страны или другие государства мира. Во второй половине девятнадцатого века в Москве появились Николаевский (Ленинградский), Троицкий (Ярославский), Рязанский (сегодня Казанский), Курско-Нижегородский (Курский), Смоленский (Белорусский), Брянский (Киевский), а в начале двадцатого открылись Саратовский (Павелецкий), Бутырский (Савеловский), Виндавский (Рижский) — все девять градообразующих вокзалов российской столицы. 

Москва девятнадцатого столетия — это, прежде всего, большая торговая площадка. Кроме многочисленных торговых рядов и лавок по всему городу действовало множество специализированных рынков: у Страстного монастыря торговали сеном, на Каланчевской площади — лесом, на Сухаревской и Смоленской площадях действовали огромные блошиные рынки. В дорогих магазинах на Кузнецком мосту, в Столешниковом переулке и на Петровке торговали привезенными из-за рубежа товарами. В девятнадцатом веке началось строительство торговых пассажей, соединивших в России стиль западноевропейского пассажа и русского гостиного двора. Венцом этого торгового градостроительства стали возведенные в 1889–1893 гг. Верхние торговые ряды (современный ГУМ), завершивших архитектурную композицию Красной площади.

Можно отметить целый ряд улучшений городской среды, предпринятых во второй половине девятнадцатого века: сначала на улицах города появилась конка — первый вид общественного-городского транспорта, а ближе к концу столетия в Москве запустили трамвай. В 1883 г. на Большом каменном мосту установили первые электрические фонари, а затем они появились и на Тверской улице. Первая стационарная городская электростанция заработала в Москве в 1888 г. Электричество начали проводить в дома, развивается водопровод и канализация. Во второй половине девятнадцатого века в России появляются первые телефонные станции. В результате в 1882 г. в Москве заработал телефон. 

Еще для Михайло Ломоносова было очевидно, где в России нужно получать образование. 19-летний юноша, пришедший в Москву с торговым рыбным обозом из Холмогор в Архангельской области, став крупнейшим российским ученым способствовал созданию в 1755 г. Московского государственного университета, что послужило формированию в городе научного и интеллектуального центра страны. В пореформенный период в Москве наблюдался расцвет образования. При содействии царствующего Александра Второго в городе появляются многочисленные школы, лицеи, технические училища, курсы, гимназии, академии, создается система женского образования (гимназии, Высшие женские курсы). 

Архитектурные шедевры московского ландшафта второй половины девятнадцатого века, созданная в этот период транспортная инфраструктура (главных улиц, железнодорожных вокзалов) определили лицо современной столицы и дальнейшее развитие города. Приток населения в это время изменил социальную структуру Москвы и стал причиной дальнейших революционных потрясений. Полвека русской истории, связанного с послаблением со стороны власти, обусловившего экономический прорыв и значительное развитие городской жизни в России, рельефно выявляют два направления московского мироустройства, которые всегда успешно развивались при любом благоприятном стечении политических обстоятельств: торговля и образование. Показателен в этом отношении конец двадцатого и начало двадцать первого века, когда очередной переходный период в российской истории привел к бурному и стихийному развитию торговли в столице, а также появлению многочисленных и самых разнообразных московских учебных заведений. 

В этом видится и наиболее благоприятный вариант дальнейшего развития Москвы как крупнейшего научно-исследовательского, образовательного и студенческого центра, огромного и доступного кампуса с безопасной транспортной инфраструктурой, дополненного многочисленными парками, существующими и новыми музеями, театрами, а также крупного торгового и туристического центра с культурно-развлекательными заведениями. Тогда как правительственные заведения, и оставшиеся немногочисленные промышленные предприятия должны быть навсегда выведены за пределы задыхающегося центра.