Альтернатива московского модерна

Вторая половина девятнадцатого — начало двадцатого века стали коротким периодом расцвета художественного стиля, вошедшего в историю в разных странах мира под разными названиями — арт-нуво, Тиффани, югендстиль, объединенных под общим наименованием модерн. Россия и Москва не стали исключением: удивительные, поражающие своей красотой и вниманием к деталям архитектурные памятники были построены в городе в это время. Короткий период альтернативного подхода к решению задач, стоящих перед архитекторами и строителями новых зданий. Крайний индивидуализм, ориентация на запросы заказчика, удивительный декор и продуманный интерьер — главные черты московского модерна.

Состоятельные заказчики из числа промышленников, торговцев и членов их семей для строительства своих «родовых гнезд» в центре Москвы могли себе позволить нанять лучших российских архитекторов, использовать лучшие материалы и в каждой детали декора и интерьера довести свой дом до абсолютного совершенства. В едином авторском архитектурном стиле зачастую выполнялись и отделка построенных зданий, и детали интерьера, и мебель, и знаменитые ограды зданий в стиле модерн, и даже дверные ручки. Кроме того, заказчики, как правило, были ориентированы на использование самых передовых для того времени технологий и технических решений, это касалось и устройства вентиляции, отопления, канализации, снабжения дома водой и электричеством, а также установки лифта и телефона. Широко применялись бетон, металл и стекло, а декоративные элементы, в виде скульптур, мозаик, витражей с использованием растительных элементов, животных, мифических персонажей щедро украшали как интерьер, так и фасад зданий. Арбат и Поварская, Пречистенка и Тверская — центр Москвы плотно застроен архитектурными шедеврами в этом стиле. В начале двадцатого столетия темпы строительства в городе превосходили другие крупнейшие городские агломерации Европы.

Одним из самых известных представителей московского модерна является архитектор Лев Кекушев. Построенные столетие назад шедевры мастера, кажется, год от года становятся все заметнее на улицах столицы на фоне новой застройки, оставаясь недосягаемой вершиной в истории российской архитектуры. Особняк в Глазовском переулке, возведенный Кекушевым для самого себя, но затем выкупленный промышленником Листом, стал первым в Москве зданием в стиле модерн. Особняк украшен тарусским мрамором, керамической плиткой и мозаичным декором. Панно над главным входом было создано и подарено Льву Кекушеву еще одним архитектором модерна — Вильямом Валькотом. Архитектурный шедевр связан с историей музыки и литературы. В нем проходили встречи композиторов, объединенных «Российским музыкальным издательством». Здесь побывали Рахманинов, Скрябин, а Клод Дебюсси останавливался во время своих гастролей в Москве в 1913 г. Здесь состоялась встреча Скрябина и Пастернака. В кекушевском особняке великий композитор посоветовал юному будущему поэту оставить изучение права. Под влиянием Скрябина Пастернак перевелся на историко-филологический факультет Московского университета. Сегодня вид памятника изрядно портят глухие ворота, установленные вместо прежней ажурной решетки, являвшейся частью первого архитектурного шедевра московского модерна.

Особняк Кекушевой на Остоженке или как его еще называют «Дом Маргариты», предполагая, что именно здесь должна была жить героиня Булгакова, Лев Кекушев построил для своей жены, разместив рядом с фамильным «замком» и доходный дом. Оба здания входят в число шедевров российской архитектуры. Нельзя не отметить другие творения Кекушева: особняки Миндовского и Саарбекова на Поварской, дом Исакова и особняк Морозова на Пречистенке, особняк Щукина в Большом Знаменском переулке, ставших классическими образцами московского модерна.