Эволюция панельного домостроения представлена в новой книге немецкого архитектора и журналиста Филиппа Мойзера

В ближайшее время в специализированных книжных магазинах и библиотеках Москвы появится новое интересное издание.  Берлинское архитектурное издательство DOM publishers на днях презентовало двухтомник «Prefabricated housing. Construction and Design Manual» («Индустриальное домостроение»), автором которого стал немецкий архитектор и автор публикаций о массовом строительстве в СССР и социалистической архитектуре Филипп Мойзе. На презентации книги, которая увидела свет при поддержке Москомархитектуры, побывали журналисты «Взгляда из окна».  

«У Филиппа всегда получались очень качественные высококлассные проекты. Мы с удовольствием откликнулись на его просьбу помочь с книгой, рассказывающей о панельном домостроении. Как оказалось Москва интересна в мире не только своими древними и современными знаковыми сооружениями, но и такими вещами, которые мы часто для себя не ставим на первый план. К ним относятся панельные дома разных эпох индустриального домостроения», — отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, открывая презентацию. 

Сам Филипп Мойзе рассказал, что в первом томе были собраны материалы, касающиеся технологий и методов панельного домостроения, а во втором – описание дизайнерских решений архитекторов. 

«В СССР технологии индустриального домостроения были импортированы из Франции и Германии. В Советском Союзе за очень короткое время они поднялись на мировой уровень», — отметил Филипп Мойзе.

«Всего в книге исследовано пять поколений панельных домов, 10 самых распространенных вариантов дизайна и 15 примеров лучших практик панельного домостроения в мире», — добавил он.         

По словам немецкого исследователя, первые три поколения панельных домов строились с конца 50-х до начала 90-х годов. 

В самых первых модификациях все было как на шахматной доске — квадраты стояли на своих местах и не могли никак меняться. У дома было несколько входов, каждый из которых был на своем строго определённом месте. Во втором поколении секции уже менялись по расстоянию, и могли меняться в зависимости от дизайна, что давало некоторую свободу архитекторам. 

«Это уже не шахматы, а домино», — пояснил Филипп Мойзе. 

В третьем поколении, которое появилось в 70-х годах, мог меняться метраж квартиры, а в четверном поколении уже сама квартира как лего-система разделялась на несколько блоков и путем формирования этих блоков создавались новые жилые пространства.      

«Сейчас самым важным становится пятое поколение, когда на заводах создаются сложные формы и конструкции, затем они привозятся на места и далее уже собираются в соответствии со сложными архитектурно-конструкторскими решениями», — уточнил Мойзе.

«Шестое поколение уже разрабатывается и в недалёком будущем мы сможем познакомиться с ним», — добавил он.      

При этом немецкий исследователь считает, что у российских строительных компаний, так же как когда-то у советских строителей, есть все шансы для мирового лидерства в отношении этих технологий. 

Сергей Кузнецов в свою очередь сообщил, что на сегодняшний день в Москве за счет технологий индустриального домостроения возводится около трети от всего объема строящегося жилья.    

О книге:

Индустриальное домостроение давно перестало быть синонимом обезображивания городского ландшафта однообразными серыми «коробками».

Тогда как в Германии и Швейцарии, например, методы заводского изготовления применяются для возведения престижной недвижимости, в Москве — крупнейшей европейской столице — индустриальное домостроение является незаменимым инструментом реализации субсидируемого жилья.

Практическое пособие анализирует потенциал индустриального домостроения с конструктивной, исторической и архитектурной точек зрения. Издание вносит значительный вклад в актуальную сегодня дискуссию о доступном жилье.

При поддержке Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы и Архсовета Москвы