Вентилятор, помогающий экономить

Популярное ныне понятие «умный дом», прежде всего, означает, что этот дом помогает тратить с умом. Не отапливать улицу, не освещать гараж в отсутствие хозяев и проч. Одно из технологических новшеств недавнего времени — вентиляционный клапан с рекуператором. Звучит мудрено, но на самом деле штука несложная. Хотя и потребовавшая инженерной изобретательности. Сама идея возникла из того простого рассуждения, что нагревание или охлаждение воздуха для придания комфорта — занятие энергозатратное, недешевое и нерациональное. Мы проветриваем комнату, и при этом выбрасываем наружу теплый воздух, а поступивший в окно или в форточку — снова начинаем нагревать. И чем больше проветриваем, тем больше энергии (и денег) уходит на подогрев. Что касается кондиционера, выполняющего функцию охлаждения, то его главный недостаток известен: он гоняет один и тот же воздух, в который не поступает кислород, к тому же охотно собирает микробы.

В общем, лет восемь назад специалисты задумались над тем, чтобы создать устройство, которое позволило бы проветривать помещение и при этом сохранять тепло. Задача была такая: выбросить на улицу воздух, в котором полно углекислого газа, а кислорода совсем мало, но не выбрасывать тепло. Задачу эту удалось успешно решить. Чисто технически это выглядит так: небольшое, в полметра, приспособление, похожее на трубу. С одной стороны вход, с другой — выход. Внутри две трубки. Уличный воздух с помощью вентилятора засасывается, прогоняется по внешнему каналу и подается в помещение. В то же время забирается воздух из помещения и гонится наружу сквозь другую трубку. Получается теплообменник. Один воздух греет другой, при этом прямого контакта нет. 

Понятно, таким образом квартиру не обогреешь. Но ведь это и не отопительный прибор. Он работает за счет разницы температур. Выработать тепло не может, зато неплохо сохраняет: по оценкам специалистов, его эффективность — 75-80%. Работает, разумеется, и на нагревание, и на охлаждение, и без всякого переключения. Повторимся, главное — разница температур.

Теплообменник — вещь не новая, — комментирует Игорь Юрченко, руководитель отдела научно-технического сопровождения ГК ИНСОЛАР, которая является разработчиком и производителем такого прибора. — И вообще, если говорить о вентиляции с рекуперацией, то идея эта лежит на поверхности. Вопрос в том, как ее реализовать. Сейчас на рынке достаточный выбор вентиляционных рекуператоров, произведенных в России. Цена, на мой взгляд, приемлемая, самые дешевые — порядка 16 тыс. рублей. Большинство систем работают циклически: вдох — выдох. Если говорить о нашей разработке, то у нее есть свои отличия: во-первых, наше устройство работает и постоянно, и одновременно — на приток и вытяжку, во-вторых, у нас не два, а один мотор, что дает меньше электропотребления и меньше шума. Однако, повторюсь, выбор сейчас большой, потребитель может найти то, что его будет полностью устраивать.

Вентилятор с рекуператором постепенно приобретает популярность у массового потребителя. Эти приборы устанавливают в офисах, в частных домах и даже в домах многоквартирных. Согласовывать тут ничего не нужно: купил — установил. О том, что это не мода и не блажь, говорят экономические выкладки. Например, в частном доме, где установлен свой котел, экономия достигается за счет того, что меньше тепла выбрасывается на улицу, котел, работая меньше, потребляет меньше газа, и, соответственно снижаются расходы собственника. Уже подсчитано, что при газовом отоплении прибор окупается за 5–6 лет. 

Та же история с многоквартирными домами. Единственное, что нужно, — чтобы в доме были установлены счетчики тепла. Эта идея представляется особенно  перспективной в связи с реализуемой в Москве программой реновации, которая как раз предполагает внедрение технологии «умный дом», требующей в том числе счетчиков. Если жители, въезжая в новую реновационную квартиру, установят у себя такие вентиляторы с рекуперацией, а платить будут согласно показаниям счетчика, то они будут, пусть немного, экономить на тепле. А окупится этот прибор даже быстрее, чем в частном доме, — за 2–3 года. Пожалуй, это не мелочь.

Дмитрий Смирнов