Ле Корбюзье и «Лучезарная Москва». Начало всех начал современной архитектуры в российской столице

Французского архитектора швейцарского происхождения Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль-Эдуар Жаннере-Гри) называют основоположником современной архитектуры, перевернувшим существовавшие прежде представления о дизайне и градостроительстве. Проекты архитектора считают «началом всех начал» в создании принципов современной застройки больших городов: Ле Корбюзье первым стал использовать каркас из железобетона, свободную планировку этажей, остекление фасадов и террасы на крыше. 

Архитектор родился 6 октября 1887 г. в швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон, а погиб трагически на семьдесят восьмом году жизни в морском заплыве у мыса Кап-Мартен, где жил и работал в своей знаменитой хижине тринадцати квадратных метров, ставшей идеальным кабинетом мастера на Лазурном берегу. Проекты архитектора реализованы во многих странах мира, включая Россию. 

Но Ле Корбюзье является также теоретиком, автором порядка 50 статей, обосновавших принципы современной архитектуры. Первые из них были опубликованы в 1920-х годах в журнале «L’Esprit Nouveau», где были представлены основы так называемого пуризма в домостроении. Знаменитые пять принципов Ле Корбюзье: опоры-столбы вместо массивов стен, свободные планировка и оформление фасада, удлиненные окна, плоская крыша.

Архитектор много работал с материалами, стремясь найти наиболее экономные способы строительства стандартизированного и индустриального изготовления конструкций. Ле Корбюзье считают основоположником архитектурного модернизма и функционализма. Согласно его концепции, дом должен стать идеальной машиной для жилья, а административное или промышленное здание — машиной для управления и труда. Тогда как современный город должен работать как отлично отлаженный мотор. «Надо повсеместно внедрить дух серийности, серийного домостроения, утвердить понятие дома как промышленного изделия массового производства, вызвать стремление жить в таком доме…», — писал радикальный архитектор в 1921 г. Принципы функционализма, среди которых использование чистых геометрических форм, прежде всего, прямоугольника, строительство на основе готовых панелей из стекла и железобетона, нашли широкое применение в Советском Союзе и новой России.

По проекту Ле Корбюзье построено здание Центросоюза на Мясницкой улице в Москве. Несмотря на то, что из-за недостатка бюджета, часть предложений Ле Корбюзье так и не была воплощена в реальности, один из главных шедевров французского архитектора, построенный в 1928-1936 гг., продолжает и в настоящее время действовать в российской столице как офисное здание на 3,5 тыс. рабочих мест. При проектировании и строительстве здания Центросоюза применены ключевые идеи мастера: двойное остекление фасадов, стойки-опоры, горизонтальная крыша, свободное пространство первого этажа, пандусы вместо лестниц, особая система вентиляции, а также лифт-патерностер, который работал по принципу четок – открытые кабинки шли непрерывно. Впервые в здании Центросоюза был реализован принцип open space – рабочего пространства, в котором отсутствуют перегородки и стены. Это одно из первых зданий в Европе со сплошным остеклением.

Ле Корбюзье также участвовал в конкурсе на проектирование Дворца Советов, который планировали разместить на месте взорванного храма Христа Спасителя. Архитектор предложил удивительно красивое решение — расположил главный зал на параболической арке. Однако этот конкурс был им проигран, в стране набирал силу сталинский ампир.

Еще один нереализованный проект — «Лучезарный город», или проект развития города «Ответ Москве». 

В течение 1920–1930-х годов Ле Корбюзье создал несколько генеральных планов городов. В 1925 г. французский архитектор предложил снести целые улицы в парижском районе Вуазен на правом берегу Сены, где предлагал построить несколько стеклянных башен высотой в 200 м на расстоянии 400 м друг от друга. В начале 1930-х годов Ле Корбюзье разработал план полной реконструкции Москвы, прислав Сталину чертежи на двадцати листах. Проект предполагал, как и в случае Вуазена, снос, но почти всего города, кроме Кремля и Китай-города. 

По мнению архитектора, радиально-кольцевая структура Москвы устарела и не отвечает ритму современного мегаполиса. Вместо снесенных зданий предлагалось построить совершенно новый город, разделенный на функциональные районы — административный, жилой, производственный и университетский сектор. В основе проекта лежала идея «города-сада», такая форма жизни, по Корбюзье, должна была развивать инициативу, ум, наэлектризованность и силу воли. Основной ячейкой могла бы стать квартира на одну семью в виде двухэтажной виллы, которые располагаются одна над другой по вертикали, образуя комплексное многоэтажное сооружение. На месте исторического центра Москвы предполагалось построить небоскребы и окружить город зеленой зоной. Но в то время были выбраны другие проекты.

Один из проектов жилой единицы «Лучезарного города» Корбюзье был воплощен в Марселе после Второй мировой войны. Дом вмещал 1,5 тыс. жильцов, состоял из 337 двухэтажных квартир, а также предполагал коллективную организацию быта: часть этажей была отведена под торговые улицы, а на восемнадцатом этаже — располагалась терраса с кафе, солярием, гимнастическим залом, беговой дорожкой и бассейном. Некоторые идеи для дома в Марселе были почерпнуты у советских архитекторов, построивших в 1920-х годах Дом Наркомфина в Москве, с длинными коридорами, общей столовой, спортзалом, библиотекой и детсадом. В свою очередь архитектурные идеи Ле Корбюзье были использованы в 1977 г. при строительстве Дома авиаторов или «Дома на ножках» на Беговой улице в Москве. Позже по образцу жилой единицы в Марселе в российской столице был построен микрорайон нового типа рядом с метро «Чертановская», где повторена идея длинных коридоров, где жители, как предполагалось, могли устраивать общие праздники, но, увы, быстро превратившиеся в места для хранения хлама и велосипедов.