Взгляд из окна №1. Илья Киевский. Расшифровка

Антон Валуйских: Здравствуйте, дорогие зрители! В эфире передача «Взгляд из окна» и я ее ведущий Валуйских Антон. Сегодня у нас в гостях Илья Леонидович Киевский – генеральный директор Научно-проектного центра «Развитие города». 

Здравствуйте, Илья Леонидович!

Илья Киевский: Здравствуйте!

Антон Валуйских: Илья Леонидович, что вообще такое современный город? Как мы можем себе представить?

Илья Киевский: Вопрос такой простой и в то же время довольно сложный, на мой взгляд. Это город, из которого не хочется уезжать, в котором комфортно работать и отдыхать. Это город, куда очень хочется возвращаться и все время приезжать, если уж по каким-то причинам ты оттуда уехал. Это  город с хорошей инфраструктурой, прежде всего, транспортной, где удобно осуществлять поездки между районами, двигаться на работу и обратно к месту проживания. Город со своим стилем, каким-то ярким почерком, с архитектурой, с исторической частью, с новыми районами. Современный город, прежде всего, идет в ногу со временем. И обязательно у него должен быть свой стиль, фестивали, музыкальные и спортивные мероприятия, чтобы там было много молодежи, чтобы все двигалось и была активная жизнь, насыщенная и интересная, со своим ритмом. На мой взгляд, таким должен быть современный город.

Антон Валуйских: Это о городе в общем. А чем конкретно наша Москва отличается от других крупных мегаполисов с точки зрения каких-то градостроительных аспектов или, может быть, архитектурных? Ну, это слишком — «архитектурных», мы сейчас утонем. С точки зрения управленческой практики?

Илья Киевский: Москва действительно имеет свою структуру, свою градостроительную структуру. Исторически сложилось, что это радиально-кольцевая система — Садовое, Бульварное, Третье кольцо. Это – то, что нам дано в историческом плане. Вылетные магистрали. Раньше вблизи основных крупных градообразующих предприятий располагалось все жилье. Центр исторический. Все остальное – это спальные районы. 

Вот наличие Центра и спальных районов, которые вырастали возле заводов и фабрик, различных предприятий, – это то, что мы получили. То, что главное, где и как ты работаешь и где ты живешь, что видишь дома из окна, а у нас передача «Взгляд из окна», это в историческом прошлом не очень волновало. Главное, что можно было придти, иметь свое жилье, лечь спать, посмотреть телевизор. Какая-то индивидуальная инфраструктура, какое-то уникальное дворовое пространство, все-таки это было довольно ограничено. Это было, действительно, не главное. 

Что касается управления, то вопрос сложный. Москва  – это город, зависящий от принятия управленческих и градостроительных решений. У нас столица, центр финансовый, экономический, поэтому решения здесь принимать можно, и они принимаются. Их принимает руководство города, аппарат Правительства Москвы. Поэтому в зависимости от  экономической ситуации, в зависимости от каких-то финансовых возможностей, от вовлеченности руководства города в жизнь горожан зависит и масштаб принимаемых решений.

Но в то же время, поскольку Москва – это столица и Центр, здесь огромное количество творческих людей и архитекторов, проектировщиков, урбанистов. Очень много возможностей, из которых можно выбрать, плюс иностранные коллеги. Сейчас Москва открыта, и наши специалисты спокойно ездят, смотрят, какие-то новые идеи приносят. И эти решения частично и даже в большей степени уже реализуются в Москве.

Антон Валуйских: А вот привычная нам радиально-кольцевая структура это вообще характерное явление для городов или мы говорим о какой-то уникальности, то есть, это встречается часто?

Илья Киевский: Довольно часто встречается. Просто нужно смотреть, исторический ли город или это современные города. Если это западные города, например  Соединенных Штатов, то структура более простая.

Антон Валуйских: Все квадратно-гнездовые.

Илья Киевский: Важный момент – есть река или нет реки. Есть Москва-река, которая определяет. Во многих городах от реки и вокруг нее строится и начинается город, как от транспортной артерии. Но Москва – это яркий город со своей индивидуальностью. И это надо понимать и подчеркивать.

Антон Валуйских: С градостроительной точки зрения понятно, что это сильно сложнее, чем эти квадратно-гнездовые города. Сложно работать с радиально-кольцевыми городами?

Илья Киевский: Здесь важна связность районов. Главное – обеспечить связность районов, когда ты разделен магистралью. Как перебраться из одного района в другой или через три района пересечь город? Вот это всегда проблема. То есть, по мере роста традиционных автобусных маршрутов, сети метрополитена просто не хватает. Приходится делать хорды различные, развязки, дополнительные какие-то рокады. Это важно.

Антон Валуйских: И структура становится еще сложнее.

Илья Киевский: Она запутывается, да, становится сложнее, добавляются другие виды транспорта. Таковы проблемы роста. С ними сталкиваются все города, которые претендуют на звание или понятие мегаполиса. Это нормально. Они притягивают людей, притягивают бизнес.

Антон Валуйских: Отсюда сразу вопрос: как Вам кажется, куда наш мегаполис будет идти дальше, каковы его основные пути развития?

Илья Киевский: Мы, как и все крупнейшие города, развиваемся очень быстрыми темпами, и сейчас наша главная тенденция – это социальная ориентированность, потому что все-таки мы накопили довольно большое количество диспропорций. Не могу сказать, что были грубые ошибки. Но, может быть, финансовая ситуация не позволяла, может быть, какие-то смелые решения боялись принимать, но скорее всего, был некий симбиоз и того, и другого – и экономика, и различные трудные времена. Просто не получается все сделать сразу. 

Сейчас благодаря мега-проектам, которые город делает, – таким как «Программа реновации», «Мой район», «Моя улица» — связанным с благоустройством и комплексным развитием, транспортные различные направления и метро развиваются, и МЦК, и МЦД (московские центральные диаметры). Совершенно другая картина. Люди понимают, что к ним город повернулся, можно сказать, лицом. Он, правда, никогда и не отворачивался, просто раньше медленнее все решения принимались. Кстати, многие из решений, которые сейчас реализуются, были предложены уже довольно давно, просто время до них не дошло, может быть, они были смелыми, может быть, еще что-то. Так что мы идем к тому, чтобы путем различных крупных масштабных проектов сделать жизнь граждан гораздо более комфортной, чтобы сделать Москву привлекательной, во-первых, просто для жителей России, а во-вторых, для инвесторов-бизнесменов. Это очень хорошо, и мы видим, как Москва меняется на глазах. Результаты тоже есть, они и считаемые, и ощутимые.

Антон Валуйских: Правду говорят, что Третье транспортное кольцо еще чуть ли не при Хрущеве планировалось?

Илья Киевский: Идеи такие, действительно, были. И то же самое, допустим, с МЦК (московское центральное кольцо). Это буквально недавно реализованный проект. Как сейчас замечательно можно доехать с северо-востока на юг! Буквально за полчаса, а ведь через город ехать. А это просто обычная ветка, транспортная артерия. Просто занимались там перевозкой различных промышленных товаров и вокруг промзоны. Сейчас концепция поменялась. Перевозят людей, значит, и жилье растет, и это уже территория, которая мгновенно возрастает в цене. А проекту уже сотня лет. Он давным-давно был известен, и просто лежал, просто на него посмотрели по-другому. То же самое и с остальными серьезными артериями. 

Антон Валуйских: Ну да, вот и увеличение Москвы на юго-запад планировалось тоже в какие-то незапамятные времена. 

Илья Киевский: Ну, это вообще такой вопрос – Москва, московская агломерация. Об этом много говорим, и всегда, когда мы считаем обеспеченность квадратными метрами, сколько в Москве населения, маятниковая миграция. У нас действительно численность 12 миллионов и практически столько же приезжает и уезжает. Очень большое количество людей просто на работу ездит. Мы с Вами прекрасно это понимаем. Собственно, из-за этого нагрузка. Кто на машинах, кто своим транспортом.

Антон Валуйских: Транспортный вопрос очень интересный, но боюсь, мы в нем  потонем, надо отдельно передачу делать. Мне до сих пор не понятно, самое населенное у нас направление восточное, а увеличились на юго-западе. Почему? В этом надо разбираться.

Илья Киевский:  Ну да, есть вопросы такие, не очень очевидные. Или развиваться широким кругом, или уж выбирать какие-то направления. 

Антон Валуйских: Давайте все-таки ограничимся градостроительными аспектами. Вы много перечислили проектов. Какая из градостроительных инициатив для города самая важная, как Вам кажется?

Илья Киевский: Я бы назвал три, если говорить о благоустройстве, о комфорте. Это, конечно, «Моя улица», которая переросла в программу «Мой район», когда мы просто с Вами увидели, как может Центр выглядеть, как могут выглядеть вылетные магистрали, и площади, и скверы, и парки. Это, конечно, потрясающе! Можно быть абсолютным скептиком, абсолютным антагонистом каких-то решений, но ни у одного человека даже не возникает сомнений. Когда ты видишь глазами, что приятно, красиво, чисто, это очень здорово. Второе – это транспорт, как я Вам сказал, МЦК и МЦД. Это тоже довольно понятные вещи. 

И программа, которая сейчас набирает обороты, — Программа реновации. На самом деле это довольно трудное, очень ответственное направление. Это действительно мега-проект. Одновременно в различных частях столицы город приходит непосредственно к людям во дворы, фактически к людям домой. Такого, еще не было никогда, и в таком масштабе, думаю, ни одна страна мира этого не делала. Частями, кусками, районами, территориями, но вот так, чтобы сразу придти в город мощно, во все районы, с идеями, по сути, бесплатной замены одного жилья на другое, с предложением создания новой и комфортной среды – это беспрецедентный и уникальный проект. Хотя и к нему есть вопросы, есть те, кто всегда против, есть скептики.

Антон Валуйских: А какие градостроительные проекты в прошлом нашего города Вам кажутся наиболее удачными? Даже не так. Какой вообще проект в прошлом можно выделить?

Илья Киевский: «Москва Сити» был грандиозный проект. Его сначала тоже ругали. Зачем? Почему? Что это такое? Это не наш стиль. Москва – это исторический центр, Москва-река, Лужники, но никак не небоскребы. Но на самом деле, сегодня эффективность его реализации и то, как инвесторы голосуют рублем, покупают квартиры, офисы, показывает, что это – целый город, и я считаю, что это отличное было решение, хотя сначала казалось довольно спорное.

Антон Валуйских: Сегодня он уже практически заселен, да? 

Илья Киевский: Ну, там постоянно новые стройки. 

Антон Валуйских: Я видел, они уже за кольцо перекинулись.

Илья Киевский: Да, это говорит о спросе. Так инвесторы не будут вкладывать свои деньги. Здесь  все очень просто. Инфраструктура хорошая. Метро, торговый центр, парковки, все есть. Есть какие-то проблемы, связанные с тем, как туда приехать утром и оттуда выбраться вечером. Это общегородская ситуация. Но есть метро. Пожалуйста, сел и поехал.

Антон Валуйских: Я думал, откровенно говоря, что Вы сейчас расскажете про предыдущую реновацию, про хрущевскую. Но не удалось мне подвести Вас к этому вопросу. 

Илья Киевский: Вы имеете в виду, предыдущая реновация совсем в прошлом, когда строились «хрущевки»?

Антон Валуйских: Да. В 1960-х годах.

Илья Киевский: Да, такой глобальный проект. Ну, безусловно, если вообще с создания Москвы брать, то, конечно, это очень серьезный шаг, когда из бараков, из совершенно ужасных условий людей переселяли в жилье. По тем меркам отдельная квартира – это  было очень комфортное жилье. Совместили французскую идею и индустриальное домостроение, взятое из американских технологий. Научились строить и делать на домостроительных комбинатах готовые конструкции, собирать за считанные месяцы целые дома. Это, действительно, был прорыв.

Антон Валуйских: Это французский проект? Это не городская легенда?

Илья Киевский: Да, проект французский. Так и есть. Просто потом уже отечественные инженеры внесли свои правки, корректировки. Отечественная строительная наука росла вместе с реализацией этого проекта.

Сейчас вообще время интересное. Идет конкуренция крупных городов, крупных мегаполисов, борьба за человеческий потенциал, за кадры, за людей, и это довольно серьезно. Особенно среди молодежи. Всем хочется уехать в Амстердам, в Милан, в Нью-Йорк, в Берлин. Поэтому мы стремимся и становимся конкурентоспособными. И всегда, правда, были, но сейчас особенно. Надо удерживать людей.

Антон Валуйских: Но у нас собственно городов-то таких серьезных в стране раз-два и обчелся. Поэтому всегда была подпитка снизу. Ну, что там у нас? Москва, Питер, Новосибирск и Екатеринбург.

Илья Киевский: Еще Нижний Новгород, Казань. Ну и все равно, даже после Москвы, а для кого-то Москва считается максимальной точкой. Но люди приезжают, осваиваются, учатся, и смотрят, что есть дальше. А дальше предлагается тебе уже другой уровень сервиса, другие коммуникации, Интернет, пространство для общения, безопасность. Дальше тоже ничего не заканчивается, и бизнес приходит туда, где они понимают, что будут защищены, и где приток потенциальных покупателей, где можно с клиентами нормально общаться, с коллегами. Такая конкуренция среди городов крупных имеет место. 

Антон Валуйских: А кто нам конкурент ближайший?

Илья Киевский: Если на Запад мы смотрим, то есть Вена, есть Барселона. Масса выставок международных. Ездим, смотрим, как и что.

Антон Валуйских: Если я правильно понял, то Вена и Барселона – примеры городов, которые ведут такую активную политику экспансии?

Илья Киевский: Да, и развиваются, и перестраиваются, и привлекают бизнесменов, привлекают стартапы. Это, если близко. В США там другие принципы и подходы. Но вот среди европейских городов это первое, что приходит на ум. Берлин тоже так сейчас выглядит, и, скажем так, себя так позиционирует. И Москва наша в этой гонке выглядит очень достойно. Причем, казалось бы, вроде дерево сажаешь или тротуар перекладываешь, причем тут отъезд молодого бизнесмена? Или там Wi-Fi в метро сделали. 

Антон Валуйских: А это именно те мелкие приятности, которые дают возможность комфортно существовать в городе. Это правда. Можно сколько угодно ругать плитку, но в конечном итоге удобнее в городе становится.

Илья Киевский: Становится удобнее. Вы же помните, что у нас было раньше. Невозможно было узнать, когда ты руку поднимешь, кто к тебе подъедет, куда ты поедешь и что там с безопасностью. И вообще вопросов было очень много. Сейчас этой проблемы нет.

Антон Валуйских: Возникает вопрос, нужна ли собственная машина?

Илья Киевский: Сейчас это уже становится вопросом, да, особенно с учетом каршеринга. Вот, пожалуйста, итальянская идея, придуманная там, не работает так, как здесь. У нас, как выяснилось, люди с удовольствием реализуют желание покататься на разных машинах. Это очень интересно! Это уже квест почти — а как в Мерседесе, а как в Опеле, а как в любой другой машине? 

Антон Валуйских: Это действительно придумали итальянцы?

Илья Киевский: Да. По-моему, с итальянцами у нас франшиза такая. 

Антон Валуйских: Не знал. Любопытно! Это воодушевляет?

Илья Киевский: Да, это воодушевляет. 

У нас остаются только те, кто в сложившейся и существующей застройке остался. С ними что делать, с основной массой населения, с нами самими? Как нам быть с тем пространством, которое у нас осталось? Нефти у нас нет, в Москве конкретно. У нас есть земля, территория, пространство. У нас часть пространства занята промзонами и прочим наследием, которое сейчас активно реорганизуется. Существенная часть – это сложившаяся застройка, о которой мы говорили, пятиэтажные дома, девятиэтажные тоже ничем сильно не выделяются, двенадцатиэтажные. Здесь нужны мощные и серьезные программы. 

Антон Валуйских: Все это надо перестраивать?

Илья Киевский: Можно ничего не делать. Тогда просто через какое-то время мы придем к состоянию аварийности, и тогда придется людей переселять в то, что есть. Одной из предпосылок того, почему город занялся Программой реновации, служит то, что фонд стареет, есть износ. Да, конечно, конструктивно дом может простоять еще 50 лет. Но есть нормативы, есть износ, и он уже больше 40%, а то и в районе 60%. А износ это примерно 1% в год. Через 15 – 20 лет это уже будет совершенно другое жилье. 

Антон Валуйских: Есть еще элемент морального износа. Когда строились все эти кварталы, хрущевские потом брежневские, были совершенно другие социальные нормы жилья. Там были, по-моему, вообще 6 квадратных метров или 9 на человека. 

Илья Киевский: Не главное был человек. Это жилье было для того, чтобы поспать, придти, поспать и снова идти трудиться. 

Антон Валуйских: По сравнению с тем, что было до того, по сравнению с коммунальной квартирой и 6 квадратных метров – благо. Но сейчас-то совсем другие социальные нормы жилья. Жизнь изменилась.

Илья Киевский: Да вообще здание построено без учета теплопроводности. Никто же не считает, сколько ты платишь за коммуналку, за тепло. Новые дома энергоэффективные по сравнению со старыми домами. 

Антон Валуйских: Понятно, что надо что-то со всем этим делать. Понятно даже, что надо делать со всем этим старым жильем. Сносить его надо потихоньку и строить новое. Вопрос, какое новое. Я так понимаю, что это именно то, чем занимается ваш проектный центр. То есть, вы анализируете.

Илья Киевский: Да, мы в большей степени занимаемся градостроительной аналитикой. Мы не проектировщики и не строители. Мы не придумываем новые фасады или планировки. Это новый огромный проект, поэтому нам пришлось заниматься различного рода расчетами – что там с комнатностью, инвалидами, очередниками. Ты же сносишь один дом, и эти люди должны получить столько же. Если это однокомнатная, то однокомнатную, если это трехкомнатная, но коммунальная, а там три лица учета, то нужно построить три  однокомнатные, соответственно, инвалиду больше, очереднику по нормам. То есть, формирование требований к новому жилью плюс увязка во времени, календарное планирование, сетевое планирование. Время требуется на проектирование, на строительство. Вовремя нужно подготовить документацию для сноса. На месте сноса начать новое строительство. Такие цепочки, волны и т.д. – вот этим мы и занимаемся, такого плана аналитикой. 

А дальше уже коллеги из Москомархитектуры, из Института Генплана Москвы. Там несколько организаций, которые занимаются непосредственно разработкой проектов планировки – это такой основной документ, который разрабатывается на каждый район, где понятно, что будет, какие дома, в каком месте и в какой конфигурации, где будут школы, детские сады, то есть, какой будет новая территория. Дальше они занимаются своим делом, а мы их экспертно проверяем с точки зрения, все ли соответствует. Дальше идет рабочее проектирование и строительство. 

Но мы, конечно, не одни. Так уж смело говорить, что НПЦ «Развитие города» существует, и больше никого нет. Конечно, нет. Это, конечно, органы власти, Москомархитектуры, Департамент градполитики, Департамент строительства, Фонд реновации специально создали, это огромная структура. 

Антон Валуйских: Понятно. Но кто-то же собирает первичные данные. 

Илья Киевский: Департамент градполитики – координатор, и мы с ними тесно сотрудничаем. Те программы и та аналитика, которую мы делаем, они ими пользуются, и это помогает избежать ошибок. Это очень важно в планировании.

Антон Валуйских: То есть, ваша основная, самая базовая, функция – это сбор данных и их анализ?

Илья Киевский: Да, такая градостроительная аналитика. Очень важно понимать, вот ты начал копать, побежал, построил, что к чему приведет. У нас много работ, связанных и с оценкой обеспеченности социальной инфраструктуры и анализом того, какая инженерная инфраструктура вовремя должна быть построена, чтобы дом был введен в эксплуатацию. А еще интереснее, когда ты разные программы городские соединяешь — программу капремонта, программу благоустройства и программу реновации. Люди же все видят. Ты сначала дом отремонтировал, сделал  благоустройство, потом пришел, раскопал, проложил трубу, потом ушел, потом начал сносить. Это расходы бюджетные. Если благодаря нашим действиям что-то можно сдвинуть, передвинуть или хотя бы избежать двойных ошибок, уже будет здорово. Значит, мы не просто так существуем.

Антон Валуйских: Но это еще и логистика такая в действии.

Илья Киевский: Это организация строительства – что должно быть и зачем, в каком порядке. Понятно, что жизнь свои коррективы всегда вносит, но невозможно не планировать. Это просто как-то странно.

Антон Валуйских: Илья Леонидович, поговорили мы почти обо всем. Понятно, что одна из важнейших программ сейчас – это Программа реновации. Понятно, что она в целом для города позитивна. Не понятно, почему она все-таки привлекает так много внимания. Откуда берется негативный аспект в этой программе? Что людям не нравится? Казалось бы, жилье новое бесплатно.

Илья Киевский: Да, действительно. По внешним признакам ничто не должно предвещать неудачи. Но я думаю, как я уже сказал вначале, если благоустройства дороги происходят где-то, то Программа реновации пришла уже непосредственно в твою квартиру. Просто люди по-разному реагируют на все нововведения. Многие просто не любят все, что им предлагается извне, властью. Может быть, какое-то недоверие существует, что это такое — квартиру дадут, где ее дадут, хотя довольно четко прописано, что в том же районе. Никаких проблем с этим нет. Просто есть часть людей, которые вообще скептически в принципе относятся ко всему. Есть люди, которые просто не знают деталей. 

Просто, может быть, город не до каждого доносит суть программы, какую квартиру человек получит, не меньше чего. Понятно, что если у тебя есть жилая площадь, и комната у тебя 18 или 19 кв. метров, то меньше ты получить не можешь. Если по каким-то причинам квартира в новом доме будет на 1 кв. метр меньше, то в любом случае этот вопрос будет согласован, и тебе предложат компенсацию за этот метр. Если ты не захочешь взять эти деньги, никуда переезжать не нужно. Значит, ты будешь ждать нового дома, который будет построен в полном соответствии с этими нормами. Вот и все. 

Есть еще нюанс при старте программы. Поскольку нужно было начинать довольно быстро, изначально были привлечены те дома, которые были построены не по программе, которые просто строились за бюджет. Их привели к стандартам, сделали соответствующий ремонт, все полностью привели в соответствие, но площадь уже невозможно было поменять. Поэтому первые дома, которые в этом году вводятся и, может быть, еще будут вводиться в следующем, они построены по старой программе. Поэтому сейчас людей и спрашивают, хотите ли переехать сейчас или будете ждать и переедете через 2-3 года. Поэтому есть какая-то такая немножко предубежденность, недоинформированность, а главное то, что есть  какая-то группа квартир небольшая, может быть, в которой и не живут там люди, такое тоже на нашей практике встречается. Человек не участвует, не живет, сдает квартиру и просто ему сегодня что-то не хочется терять. Их слышно очень громко. Поэтому здесь еще какой-то есть диссонанс. Те, кому нравится, они, как правило, немного выступают.

Антон Валуйских: Довольное большинство редко пишет благодарности.

Илья Киевский: Так устроен человек. А вообще, действительно, эксперимент, программа новая. Была программа до этого, все ошибки постарались учесть. Действительно, прямое общение с жителями, публичные слушания, все старается город делать максимально комфортным. Мы со стороны смотрим, и хоть участвуем и считаем, помогаем  своей аналитикой и наукой, но на самом деле предельно все корректно, предельно открыто. Нужно доверять городу, и ничего плохого не случится.

Антон Валуйских: Доверие формируется десятилетиями. А у нас только в прошлом веке власть менялась сколько раз. Понятно.

Есть у меня еще один философский вопрос напоследок, тоже связанный с Программой реновации. Вопрос такой. Вы говорите, что люди получат такую же жилплощадь или даже больше. 

Илья Киевский: Общую площадь получат, скорее всего, больше, потому что нормы другие. Кухню в 5 кв. метров никто строить сейчас не собирается. 

Антон Валуйских: Я об этом. Но жилая площадь в тех домах строилась по нормам откровенно нищенским – вот эти 9 кв. метров. 

Илья Киевский: Я бы не сказал.

Антон Валуйских: Не получается ли так, что строятся новые дома, и в них консервируются эти старые нормы еще на 60 лет?

Илья Киевский: Кстати, как ни странно, однокомнатные квартиры в пятиэтажках, мы смотрим, считаем, они там с очень хорошей жилой площадью, практически 20-метровые комнаты. Это вполне соответствует и действующим нормам. Общая площадь получается другая. Кухня, коридор и санузлы – вот здесь новые нормы вполне работают. Поэтому по общей площади идет очень серьезное увеличение. Но все-таки здесь тоже надо понимать, что это бюджетные деньги, и город может себе это позволить путем своей правильной финансовой политики. 

Но если просто вот так вот посмотреть и абстрагироваться, сколько стоит квартира, которая сейчас в пятиэтажке, пусть даже попавшей в Программу реновации, то это одна цифра. А если получить новую квартиру и еще существует возможность докупки, ты можешь  со скидкой в 10% докупить комнату, это тоже выгодно. И если продать уже новую квартиру, то это будет уже плюс 2-3-4-5 миллионов. То есть, это плюс, это живые деньги. Плюс ко всему ты получаешь еще и обновленный свой район. Детские сады, школы обновляются, дороги и улицы меняются, остановки и прочее.

Антон Валуйских: Критики на это скажут, а еще ты получаешь на 5-10 лет стройку вокруг.

Илья Киевский: Стройку, да, ты получаешь. Есть такая проблема. Стройка не навсегда, а дом – твое жилье на всю жизнь.

Антон Валуйских: Ну и потом, мы живем в такое время, когда чтобы стоять на месте, нужно очень быстро бежать вперед.

Илья Киевский: К сожалению, комфорта не бывает без каких-то вот таких затрат и проблем. Еще раз говорю, можно ничего не делать. И я не думаю, что придумать и реализовать такую программу, это очень легко и просто. На самом деле, ответственность колоссальная. Ответственность перед людьми. 

Антон Валуйских: Уважаемые зрители, спасибо вам большое за внимание! С вами была передача «Взгляд из окна», а в гостях у нас был Илья Леонидович Киевский — генеральный директор Научно-проектного центра «Развитие города». 

Илья Киевский: Спасибо большое!