Ростехнадзор подготовил проект Постановления Правительства РФ в развитие Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, эскалаторов и платформ для инвалидов. В чем суть предполагаемых изменений? Как они скажутся на состоянии отрасли, сделают ли наши лифты более комфортными? На эту тему мы поговорили с вице-президентом Национального лифтового союза Алексеем Сергеевичем Захаровым.
Алексей Сергеевич, любые изменения правил, как говорится, палка о двух концах. С одной стороны, все, что направлено на повышение уровня безопасности, можно только приветствовать. С другой, — предприниматели и так жалуются на чрезмерное регулирование их деятельности…
Думаю, в данном случае беспокойство ни на чем не основано. Сами Правила организации безопасного использования и содержания лифтов приняты еще в 2017 году и являются базовым документом. Сейчас речь идет о некоторых дополнениях, изменениях, а, главное, о порядке контроля. Это сделает Правила работающим документом. Мы ожидаем завершающего этапа: постановления Правительства РФ, которое поручит Ростехнадзору напрямую контролировать исполнение правил.
О каких изменениях, дополнениях идет речь?
Например, появилось требование об обязательном уведомительном порядке работ по эксплуатации, монтажу и обслуживанию лифтов. Все организации, работающие с лифтами, должны подать о себе сведения в Ростехнадзор. Кроме того, чтобы новые Правила были действенными, внесены изменения в КоАП.
Это, вероятно, с целью повысить эффективность Правил, так?
Да, именно так. Приведены в соответствие с Правилами статьи, устанавливающие ответственность владельцев за их неисполнение. Самые серьезные нарушения — те, которые не позволяют безопасно эксплуатировать лифт. За них подвергаются наказанию (штрафу) и сам работник, допустивший нарушение, и ответственные должностные лица и организация -владелец. Тут решение принимает инспектор Ростехнадзора. Следующая стадия – злостное нарушение. То есть было выдано предписание, но его не исполнили. Наказание более суровое: большой штраф до 350 тыс руб, приостановка деятельности организации и дисквалификация руководителей. Данное решение выносит суд по представлению инспектора. Правила содержат перечень нарушений запрещающих эксплуатацию лифта, например, второе по степени важности нарушение – отсутствие квалифицированного персонала. Это требование идет сейчас красной нитью по всем документам. Абсолютно все должны сдать профессиональный экзамен. И электромеханики, и владельцы.
Даже владельцы?
Тут, кстати, есть непонимание. К примеру, говорят: мы ТСЖ, зачем нам сдавать экзамены?
Действительно, зачем?
Концепция правил такова: главное ответственное лицо – владелец. Разумеется, членам ТСЖ ни к чему самостоятельно обслуживать, ремонтировать лифты. Никто их к этому и не призывает. Пусть наймут специалистов. Поэтому у каждой управляющей компании, в т.ч. и ТСЖ, должен быть обученный и аттестованный сотрудник – специалист по организации эксплуатации, владеющий знаниями об обязанностях владельца и знающий, как проверить подрядчика. Но, я подчеркиваю, ответственность лежит именно на владельце.
И что это значит?
А то, что невыгодно и даже опасно привлекать неквалифицированных халтурщиков. Если ты нанял для обслуживания лифтов неспециализированную компанию, которой нет в Реестре, наказана будет не только сама компания, но и ты как владелец. Смотри, кого нанимаешь. Проверяй документы. В русле этой концепции собственникам становится выгодно и важно проводить раз в год настоящую, качественную проверку систем безопасности лифтов – их техническое освидетельствование, как требуют Правила. Сейчас есть, к сожалению, такая практика: халтурщики за деньги выписывают акт о проверке, и на этом все.
Рассуждают, видимо, так: авось пронесет.
Подход порочный, но еще и бесполезный: теперь от ответственности не уйдет никто. Если что-то случилось, владелец понесет административную ответственность.
Это такое понуждение к соблюдению закона…
Считаю, в данном случае понуждение оправдано. Во главе угла – именно вопросы безопасности. Сейчас, по действующим Правилам, Ростехнадзор может проводить проверку только при аварии или жалобе, но – по согласованию с прокуратурой. Это осложняет контроль. А речь, напомню, идет о жизни и здоровье людей. Теперь требования меняются: Ростехнадзор наделяется правом проводить надзор за соблюдением Правил и осуществлять плановый контроль за всеми лифтами. Надо сделать все, чтобы исключить саму возможность каких-то происшествий с лифтами. И новые Правила этому способствуют.
Беседовал Роман Михайлов