Когда интересы разные…

Вчера сразу в 6 районах Москвы прошли общественные слушания по проектам программы реновации. Прошли они очень непросто. Не обошлось без взаимных обвинений, упреков, подозрений.

Временами даже создавалось впечатление, что представленные проекты, кстати, вполне адекватные задачам переселения граждан из старых домов в новые и создания более комфортной городской среды, не интересовали никого, кроме жителей сносимых пятиэтажек и авторов проектов.

Обсуждение прошло и организаторам даже удалось собрать замечания и предложения граждан, но интереснее было наблюдать за поведением последних.

Соседка перед началом сказала мне, что «оппозиция обязательно устроит провокацию», приведёт на слушания посторонних и в целом сделает все, чтобы сорвать мероприятие. Что ж, отчасти, возможно, это и верно: агрессивно настроенная оппозиция вовсю использует муниципальный уровень, чтобы прорваться выше, во власть. Записные противники реновации всячески продвигают идею существования конфликта между жителями и властью по любому вопросу. По их мнению, власть мобилизует бюджетников, организует для участия в слушаниях граждан, не имеющих отношения к данному району, препятствует выступлениям противников программы, и все для того, чтобы протащить подготовленные проекты. 

На самом деле ситуация гораздо сложнее. Сложность эта обусловлена тем, что в этом конфликте не две, а куда больше сторон. Да, есть противники реновации как таковой, и им никакие доводы не нужны. Они стараются сделать все, чтобы осложнить процесс реализации программы. Что и было подтверждено вчерашними слушаниями. Они приходят в чужие для себя районы, ведут трансляции, вываливают в интернет горы непроверенной, а то и просто ложной информации.

Есть другие — они не против самой программы, их не устраивают конкретные проекты, они хотят изменений, улучшений, зачастую вполне разумных. Эти люди готовы к диалогу, и хотя разговор с ними не может быть простым, хорошо уже то, что такой разговор возможен. Особо заметим, что конструктивные критики могут сами в программе не участвовать. То есть они никуда не переезжают, но возле их домов должны будут построить новые дома для участников программы, что, по их мнению, ухудшит условия их жизни. Зачастую аргументы этих людей разумны, и проектировщики к ним прислушиваются. 

Третья сторона — жители, ожидающие возможности улучшить свои жилищные условия. Это очень активные сторонники программы реновации, и порой они всякую попытку развернуть дискуссию воспринимают как угрозу лично для себя и своих интересов.

Четвертая сторона — представители власти. Там подход скорее технологичный — необходимо сделать все в срок, соблюдая законность и порядок. Но, как часто бывает, на местах порой привыкли использовать административный ресурс, не всегда умеют слушать, меж тем, как всего-то и надо — проявить терпение, если нужно, то и в пятый, в десятый раз объяснить необходимость тех или иных действий. 

Смешение всех этих интересов и настроения вчера проявилось предельно ярко. Например, в Измайлово одни говорили, что реализация проектов приведет к катастрофе с парковками и предельному увеличению плотности. Другие тут же возражали, что эти расчеты оппозиционеров «рассчитаны на очень доверчивых и легко возбудимых граждан». При этом надо учитывать, что на слушания приходят те, кому это очень важно. Те, кому это «просто важно» предпочитают другие занятия: работу, дом, театр, может быть. То есть жители приходят на слушания уже с сформированной и резкой позицией. Понятно, при такой поляризации точек зрения найти общий язык сложно. Но ведь выхода другого нет. Никакой возможности решения общественно важных вопросов без достижения общественного консенсуса не существует. Только в слушаниях, только в диалоге, как бы сложен он ни был, общество научится находить баланс интересов внутри себя. Эти слушания прошли. И прошли, не смотря на все сложности, результативно. Будут следующие.

Дмитрий Туровский,
журналист, участник слушаний