Записки председателя ТСЖ: Старые беды на новый лад.

(начало)

В России две беды: менеджмент и инфраструктура. Не обошли они стороной и систему жилищного хозяйства

Про ДЕЗовские управленческие таланты я уже рассказывал. Тут главное запомнить, что в отсутствие ТСЖ почти любая управляющая компания становится для дома эдаким диккенсовским опекуном бедной сироты, вверенной его попечению. С соответствующим букетом злоупотреблений и постоянными попытками воспользоваться в личных целях приданным несчастной. Дополнительная чехарда с начальством только усугубляет ситуацию. Два-три раза в году мне как председателю приходилось утрясать какие-то вопросы с районным ДЕЗом. И каждый раз меня встречал свеженазначенный директор, с которым я договаривался о долгосрочном сотрудничестве, чтобы через несколько месяцев увидеть в знакомом кабинете новое лицо. Разумеется, таких «временщиков» совсем не интересовала долговечность их работы: не обвалится свежая штукатурка за полгода — уже хорошо. 

Но главное, конечно, страдалица инфраструктура. Если дом не новый, а уже успевший повидать виды, не говоря уже о довоенных «сталинках» или даже дореволюционных «доходниках», то стенам его сноса нет. В моём на первых этажах толщина была метр, из пушки не прошибёшь. А вот всякие трубы-кабели давно дышали на ладан. Причём, если подточенные ржавчиной водяные стояки и батареи грозили в худшем случае потопом, то электропроводка могла принести более серьёзные беды. Рассчитана-то она была ещё на советскую нагрузку: холодильник и несколько лампочек, плюс мелочёвка вроде утюга или радиолы. Даже электрочайники в моём детстве были редкостью, так и от них пробки могло выбить. А сейчас жители как врубят всем домом посудомоечные и стиральные машины, да музыкальный центр с тёплым полом в ванной, так проводка и начинает подгорать как забытый на плите блин. 

Сначала у меня в подъезде заголосила старушка, которой на парик посыпались с потолка искры от проходящего лохматых годов кабеля, павшего в неравной борьбе с современной техникой. Через несколько дней там же загорелся электрошкаф. Поскольку это ко всему прочему был ещё и мой собственный подъезд, я решил, что намёков достаточно и побежал срочно заказывать проект замены электрокабелей во всём доме, начиная с распределительного щита и прямо до счётчиков в каждой квартире. Всем, кстати, рекомендую: вместо «косметики» в подъездах, всяких плиток-подоконников и входных дверей, первым делом заняться электрикой. Остальное может подождать, а вот это не всегда: на моей памяти пара домиков в округе успела погореть вполне капитально.

Не раз может аукнуться и тяжёлая наследственность нашей городской распределительной системы, когда вроде бы для удобства обслуживания куча домов присоединялась один за другим к водопроводной магистрали. В итоге одна авария могла лишить воды целый квартал. То же и с электричеством. Став председателем ТСЖ я с интересом узнал, что могу одним щелчком отключить его не только для своего дома, но и для пары соседних многоэтажек. 

Мало того: если в советское время ресурсы были почти дармовые, а их потери обычно мало кого волновали, то в наше время за всё приходится платить. Из этого родились и многочисленные «нахлебники». Ведь если в системе подключений сам чёрт ногу сломит, то всегда найдутся желающие подключиться нелегально. Обследование, проведённое после регистрации нашего ТСЖ выявило интересные подробности. Водой из нашего дома пользовалась ещё небольшая соседняя гостиница и симпатичный торговый павильончик. Всё за счёт жителей дома, разумеется. К павильону ещё и шёл электрокабель — тоже от нас. Пришлось всех дополнительных пользователей огорчить заявлением о необходимости ежемесячной оплаты потребляемого под угрозой отключения. ДЕЗовских мастеров, допустивших все эти безобразия (надо полагать — небескорыстно), давно и след простыл — концов найти не удалось.

Впрочем, помимо прорех в нашем ЖКХ есть и немало достоинств, о которых многие и не подозревают. Намедни съездил во Францию, где мне удалось ознакомиться с тамошним аналогом российских ТСЖ. Расскажу немного, чем «европейский выбор» отличается от нашего и есть ли там реновация.

(Продолжение следует)