В «Доме на Брестской» состоялись дебаты архитекторов, урбанистов и девелоперов

Известные градостроители, столичные урбанисты и архитекторы, обменялись мнениями относительно транспортной инфраструктуры Москвы, роли Москвы-реки, благоустройства набережных и квартальной схемы застройки города.

Обсуждения состоялись в «Доме на Брестской» в необычном формате блиц-дебатов по градостроительным вопросам «Город: движение и жизнь» – «полемических дуэлей», где два участника с разными взглядами на вопрос с помощью аргументов, фактов и конкретных примеров отстаивали свою точку зрения. Каждую беседу вел модератор.

«Блиц-дебаты – это не только дискуссии на самые острые темы. Это своеобразное интеллектуальное «фехтование», которое позволяет посмотреть на происходящие в городе процессы максимально широко и объективно», — отметил директор ГБУ «Мосстройинформ» Фарит Фазылзянов.

В первой серии диспутов приняли участие Павел Зюзин из Института экономики транспорта и транспортной политики «Высшей школы экономики» и руководитель проекта внешней транспортной инфраструктуры департамента ЖКХ, транспорта и благоустройства фонда «Сколково» Кирилл Жанадайров.

Оба спикера сошлись во мнении, что общественный транспорт в Москве достаточно развит – это касается и развития рельсового транспорта, восстановления трамвайных линий, развития выделенных полос для общественного транспорта. Вместе с тем, как отметил Павел Зюзин, развивается и уровень индивидуального владения транспортом. «Сейчас на 1000 жителей приходится более 200 автомобилей», – сказал он. По его мнению, несмотря на развитие общественного транспорта, москвичи пока не готовы отказаться от собственных машин. «Кстати, нужно различать владение и пользование автомобилем. Во многих городах развитых стран автомобилевладение сильно превышает автомобилепользование», — отметил Зюзин.

Кирилл Жанадайров рассказал о том, как устроена транспортная сеть в «Сколково» — на территорию Инновационного центра запрещен въезд на личном автомобиле. «Если вы приехали в «Сколково» на общественном транспорте, вам все дороги открыты. Если вы на велосипеде, вас тоже пропустят, но личный транспорт не приветствуется», — рассказал спикер. Он добавил, что вскоре будет введен первый паркинг, где будет осуществляться пересадка с личного на общественный транспорт. Кроме того, на территорию запрещен въезд «грязного» автотранспорта, то есть работающего на двигателе внутреннего сгорания.

«Для этого мы развиваем возможность подзарядки автомобилей. Так, сейчас у нас порядка 36 подзарядных станций, а на конечный этап развития планируется около тысячи», — заключил Жанадайров.

«Мы в планировке территории изначально исходили из строительства транспортной сети. То есть мы не пытались вписать транспорт в архитектурную составляющую. Наоборот, «Сколково» исторически строился под транспорт», — подытожил Жанадайров.

Участники дискуссии затронули и тему IT-технологий в сфере использования автомобилей – развивающиеся сервисы каршеринга и карпулинга (поиск попутчиков в дорогу – ред.). Как отметили спикеры, никто не ожидал такого бурного роста популярности подобных сервисов. Тем не менее, сегодня Москва является одним из наиболее быстроразвивающихся рынков каршеринга в мире по количеству пользователей.

Как отмечал еще в конце прошлого года РБК со ссылкой на исследование JPMorgan, в столице сконцентрировано около 85% российского автопарка каршеринга. На один каршеринговый автомобиль приходится 1 082 москвича. С начала 2018 года пользователи сервиса краткосрочной аренды автомобилей совершили более 12 млн поездок, что более чем в два раза превышает показатель за весь 2017 год (6,5 млн поездок). В столице работает 15 компаний аренды, чей автопарк в сумме составляет около 11,5 тыс машин, а количество поездок превышает 60 тыс. в день.

К чему же относить каршеринг – к личному или общественному транспорту? Павел Зюзин определил это как «автомобильный транспорт индивидуального пользования». «Конечно, жители Москвы будут продолжать пользоваться такими автомобилями. Разница лишь в том, что если мы не будем вводить никаких гибких регулирующих мер, мы вернемся к ситуации, когда у нас переполнены парковки по всем районам в любое время суток. Поэтому здесь инструменты регулирования необходимы», — сказал Зюзин. «Сегмент личного автомобилепользования будет и дальше существовать. Вопрос в том, что издержки на содержание и пользование автомобилем будут расти», — заключил эксперт.

Помимо этого, блиц-дебаты состоялись еще по трем блокам. Заместитель руководителя по инвестициям и развитию ФБГУ «Канал им.Москвы» Владимир Маркин и заместитель гендиректора по стратегическому развитию и маркетингу «Флотилия Рэдиссон Ройал» Ольга Ткачева обсудили, отдать ли водную артерию для нужд туризма или превратить в полноценную транспортную магистраль.

Как отметила Ольга Ткачева, на сегодняшний день прогулка на пароходе по Москве-реке – популярный среди москвичей и гостей столицы вид досуга. «Это не просто возможность провести время с родными, партнерами по бизнесу или с друзьями из других городов, пообедать или поужинать с красивым видом на город, но и способ узнать что-то новое и интересное о городе, его достопримечательностях и истории», — сказала она.

Ткачева также подчеркнула, что «Флотилия Рэдиссон Ройал» спустила на воду новые «речные кабриолеты». «Все суда следуют с остановками, на 6 – 7 причалах», — заявил она, добавив, что это улучшает возможность осмотреть город. По словам Ткачевой, по итогам 2017 года пассажиропоток на судах флотилии составил порядка 15 – 20% от общего потока по Москве-реке. Из них 30 – 40% — туристы.

Выяснить, что важнее при проектировании набережных – функциональность или эстетика – попытались архитекторы Михаил Филиппов и Андрей Гнездилов. Они обсудили подходы к обустройству прибрежных зон и разобрали лучшие отечественные и зарубежные кейсы проектирования набережных, в том числе – питерских, московских и венецианских.