Записки председателя ТСЖ: О том, откуда берутся «у товарищей» деньги. И о пользе живости ума.

(начало)

Вот вам вопрос : какие все-таки суммы проплывают мимо носа обычного жителя, если в доме нет ТСЖ?

Платим вроде невеликие деньги за ежемесячное «содержание и ремонт». Но если взять за год, выйдет не так уж мало, а если ещё и умножить на общее количество квартир, офисов и прочего «нежилья», получится вполне приличная сумма. Миллиончик-другой для среднего дома. За который управляющая компания пару раз в год что-то подклеит-подмажет, заменит пару отрезков трубы, залатает дырочку в крыше да иногда покрасит входные двери в подъездах. И всё, любые сложные и масштабные работы — это капремонт, за который мы платим отдельно. Сэкономленная разница идёт на чей-то хлеб с икоркой. И с парой кусков осетрины, впридачу.

Но на самом деле это сущие пустяки, уверяю вас. Остальное жители вообще не видят. То есть видят, конечно, но не понимают, что всё это принадлежит им.

Вот висит на доме огромный рекламный щит. Какие-то добрые люди повесили — кому какое дело! А ведь фасад дома по Жилищному Кодексу — это общедолевое имущество жителей. И за его аренду им положено вознаграждение, не говоря уже о том, что они должны дать своё разрешение путём общего голосования. Кто об этом знает — тому и карты в руки. 

Как то раз моя коллега председатель свежесозданного ТСЖ внезапно узнала, что её дом собираются увешать рекламой. Чиновник в ДЕЗе обо всём договорился, но деньги получить ещё не успел. Пробивная дама нагрянула в офис компании по рекламе и решительно заявила: теперь будете платить нам! Мы хозяева дома, а ДЕЗ лишь обслуга, так что все деньги быстренько на наш счёт! Рекламщики поинтересовались, мол, на какую сумму претендуете? Дама понятия не имела о расценках. Подумала, ну, может быть десяток-другой тысяч дадут, всё ж деньги, а мы в ТСЖ коврики в подъезды купим да пару фикусов в кадках. Но, имея опыт работы в бизнесе, вслух так не сказала, а с уверенным лицом заявила: вот как с ДЕЗом договаривались, столько и нам заплатите! Мы полностью в курсе ваших с ними переговоров, знающие люди сообщили! Ни копейкой меньше! Рекламный клерк аж крякнул — а вам не жирно будет? Вот прям столько? — А не хотите, пошла ва-банк дама, так мы с другой компанией договоримся! — Подписываем договор и сразу же отправляем вам всю сумму, — заторопился клерк.

Вскоре на счёт ТСЖ упало 25 тысяч. Долларов в рублёвом эквиваленте. Дом оказался наилучшим вариантом для рекламы, рассчитанной на автомобилистов: на Садовое кольцо выходил огромный брандмауэр, на котором оказалось возможно разместить один из крупнейших рекламных щитов в городе. Размером примерно со знаменитый «Мы строим коммунизм» на Серпуховской площади. Только вместо коммунизма здесь предлагались типичные буржуазные ценности, за которые рекламодатели были готовы немало раскошелиться, так что о доходах самих рекламщиков остаётся только догадываться. Но они явно были очень довольны. Дело, конечно, было в добрые старые докризисные времена, но и сейчас кому-то иной раз удаётся сорвать джек-пот.

Другая доходная статья — сдача подвальчиков, чаще всего простаивающих пустыми, да обитаемых лишь крысами. А ведь и это имущество жителей. В них даже при их некондиционности и нежелании возиться можно сделать на западный манер хотя бы боксы в три-пять метров, закреплённые за каждой квартирой. Для всякого имущества вроде чемоданов с ненужным шмотьём, велосипедов, стопок книг и комплекта зимней резины. При более-менее приличной высоте потолков и метраже лучше сдать под офисы или небольшие магазины, а то и кафе. При нулевых затратах для самих жителей дома: будущий арендатор сам обустроит снимаемое помещение «под себя», за что получит «арендные каникулы» — освобождение от оплаты за первые, скажем, полгода.

Но сделать это можно только объединившись в ТСЖ. Поодиночке жители распоряжаться общим имуществом не могут — нужна самоорганизация. Не забыть заранее оговорить у арендатора скидку на его услуги для собственников дома — иной раз нелишним будет выпить чашечку кофе с круассаном за полцены.

(Продолжение следует)